Среди различных видов дорожно-транспортных происшествий наиболее страшные последствия влекут столкновения автотранспортных средств с железнодорожным транспортом. Наиболее опасен этот контакт в местах пересечения шоссейных дорог и железнодорожных путей или на железнодорожных переездах. К сожалению, столкновения на железнодорожных переездах с локомотивами в наше время не редкость. Действующие правила на железнодорожных переездах дают участникам движения возможность безопасного пересечения железнодорожных путей. Игнорирование этих правил влекут за собой опасность не только для них, но и для пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
При подъезде к железнодорожному переезду водителю надо бытьпредельно внимательным,при этом он обязанруководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду. О приближении к любому железнодорожному переезду, регулируемому или нерегулируемому, водителя информируют соответственно знаки. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и«Железнодорожный переезд без шлагбаума», а также знаки «Приближение к железнодорожному переезду». Эти знаки предупреждают водителя о необходимости подготовиться и безопасно проследовать через переезд. При любых обстоятельствах водитель транспортного средства обязан уступать дорогу поезду. Двигаться через переезд и останавливаться перед ним можно только в один ряд.Правила запрещают выезжать на переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме, при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а также в случаях если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде, и при приближении к переезду поезда. Запрещенообъезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства и самовольно открывать шлагбаум. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Всегда надо помнить, что любое столкновение на железнодорожном переезде с локомотивом чревато серьезными последствиями, а безопасность в таких случаях зависит от правильных действий водителя транспортного средства, ведь поезд на большой скорости остановить при возникновении опасной ситуации практически не возможно.
Особенно опасен неосмотрительный выезд на железнодорожные пути на переезде без шлагбаума. Любым способом нужно убедиться в безопасности движения: при недостаточной видимости остановить машину перед переездом, выйти на железнодорожные пути и, посмотрев в обе стороны, убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Особенно осторожным водитель должен быть в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости: в дождь, туман, снегопад и т. д., так как в этих условиях труднее увидеть или услышать шум поезда. Для пропуска приближающегося поезда, а также в случаях, когда движение через переезд запрещено, необходимо остановить транспортное средство не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а на нерегулируемых переездах — не ближе 10 м до первого рельса. При наличии перед переездом разметки «стоп-линия» и «Движение без остановки запрещено» и «Стоп-линия» необходимо при запрещающем сигнале светофора остановиться соответственно у разметки или у знаков. Если через переезд движется транспортное средство с прицепом (полуприцепом) или транспортное средство, буксирующее другое — неисправное, то водителю целесообразно остановиться перед переездом с соблюдением соответствующих правил остановки и стоянки и тщательно осмотреть сцепное устройство и проверить его исправность. Лишь после этого можно продолжать движение.
Нельзя начинать движениесразу после проезда поезда. Необходимо подождать, пока поезд удалится на некоторое расстояние от переезда, чтобы убедиться в отсутствии встречного. Движение через железнодорожный переезд транспортных в средств, имеющих значительную длину, перевозящих громоздкие, негабаритные и особо тяжелые грузы, а также тихоходных машин и механизмов сопряжено с определенными трудностями и небезопасно. Поэтому Правилами установлено, что только с письменного разрешения начальника дистанции пути железной дороги допускается движение через переезд:
-транспортных средств, ширина которых более 5 м или высота от поверхности дороги более 4,5 м (с грузом или без груза);
-автопоездов, длина которых превышает с одним прицепом (полуприцепом) 20 м, а с двумя и более прицепами — 24 м;
-специальных транспортных средств, перевозящих особо тяжелые грузы;
-тихоходных машин и механизмов, скорость движения которых менее 5 км/ч, а также транспортных саней волокуш.
Вынужденная остановка на железнодорожном переезде, даже кратковременная, создает реальную угрозу столкновения с поездом. В этих условиях водитель должен уметь быстрыми и решительными действиями обеспечить безопасность пассажиров и транспортных средств. Прежде всего надо высадить людей из транспортного средства и удалить их на безопасное расстояние. Одновременно необходимо включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности выставить самому или с помощью пассажиров на расстоянии 25— 80 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Водитель должен принять все меры к освобождению переезда. Какие это меры? Во многом они зависят от характера поломки или неисправности транспортного средства, а также имеющихся в распоряжении водителя средств. Надежнее всего отбуксировать или столкнуть с переезда застрявшее транспортное средство.
Если отсутствует помощь, водитель должен сам попытаться передвинуть транспортное средство. При исправном и хорошо заряженном аккумуляторе это можно сделать, включив первую или заднюю передачу, вращая коленчатый вал двигателя с помощью электрического стартера. Малотоннажные грузовые и легковые автомобили могут быть передвинуты при включенной первой или задней передаче вращением коленчатого вала заводной рукояткой. Зажигание в этот момент должно быть выключено, во избежание случайного запуска двигателя и самопроизвольного движения машины. Надо знать, что передвигать транспортное средство с помощью стартера или заводной рукоятки можно, например, в большинстве случаев при неисправности двигателя или его систем. Некоторые же поломки трансмиссии и ходовой части: обрыв полуосей или их шпилек, карданного вала, включение одновременно двух передач, поломка деталей главной передачи, обрыв шпилек колеса и ряд других — требуют обязательной буксировки транспортного средства.
Если удалить транспортное средство с переезда не удается, водитель должен оповестить машиниста поезда о необходимости остановки. Для этого можно прибегнуть к помощи людей, находящихся в зоне переезда. Если имеется такая возможность, надо послать двух человек вдоль путей по обе стороны от переезда на расстояние не менее 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигнал остановки машинисту поезда. Днем сигнал подается круговым вращением руки с каким-нибудь хорошо видимым предметом (лоскут яркой материи, шарф, шапка), а ночью с факелом или фонарем любого цвета.
Водитель во всех случаях должен оставаться на переезде возле транспортного средства, наблюдать за возможным появлением поезда и одновременно подавать сигнал общей тревоги в виде серий из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов. Сигнал подается с целью привлечения людей и водителей транспортных средств, которые могут находиться недалеко от переезда и оказать необходимую помощь. В случае появления поезда (локомотива, дрезины) водитель должен как можно быстрее ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Надо отметить, что даже в такой критической и опасной ситуации правильные, своевременные и решительные действия водителя помогут предотвратить катастрофу. Гарантией безопасного переезда железнодорожных путей являются, прежде всего, внимательность, твердые звания и строгое соблюдение правил проезда железнодорожных переездов.Будьте внимательны железная дорога зона повышенной опасности! Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!